Все об образовании Екатеринбурга: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Физиологическая адаптация первоклассника к школе

Несомненно, ребенок должен привыкнуть к новым требованиям, новому образу жизни и психологическим нагрузкам. А при чем здесь физиология?

Адаптация представляет собой перестройку всего организма в изменившихся условиях. Процесс адаптации к школе имеет две стороны физиологическую и психологическую. Организм должен привыкнуть к работе в новых условиях – в этом суть физиологической адаптации.

Физиологическая адаптация к школе проходит в несколько этапов.

  • Физиологическая буря» или «острая адаптация» - для ребенка самый тяжелый период. Этот период протекает в первые 2-3 недели. Все новые воздействия в организме ребенка отражаются значительным напряжением всех систем. Именно поэтому многие первоклассники в сентябре болеют.
  • Неустойчивое приспособление – следующий этап адаптации. В этот период организм ребенка находит варианты реакции на новые условия, которые наиболее близки к оптимальным.
  • Относительно устойчивое приспособление. Организм с меньшим напряжением реагирует на нагрузки.

Весь период адаптации длится в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка от двух до шести месяцев. Трудно ли дается организму ребенка перестройка на школьную жизнь? Очень трудно. Как следует из результатов проведенных исследований, к концу первой четверти около 60% детей худеют. У многих детей было отмечено снижение артериального давления, что является признаком утомления. У других детей давление значительно повышается  - это признак настоящего переутомления. У многих первоклассников родители отмечают усталость, головные боли, снижение аппетита, нарушение сна. Врачи отмечают нарушения нервно-психического здоровья, появление шумов в сердце и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти примерно на 14-16% увеличивается число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, а к концу учебного года на 20% увеличивается число таких детей.


Средства профилактики школьных неврозов или усиленные дозы витаминов, продающиеся в аптеках, вряд ли здесь помогут. И вообще в отношении лекарств лучше не проявлять никакой самостоятельности. В случае любого изменения состояния здоровья ребенка, которое вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с врачом. Витамины и БАДы действительно несут пользу, но всё равно лучше посоветоваться с врачом, потому что бывает ещё и витаминная избыточность, что намного опаснее витаминной недостаточности.

Соблюдение режима дня – обязательно. Для первоклассников продленка – вынужденная мера, которую по возможности нужно избежать. Большинство родителей работают, да и бабушки с дедушками не всегда могут помочь в этот трудный момент. Однако выход из этого положения найти можно. Можно найти няню или пенсионерку, которая за небольшую плату будет забирать из школы, и обихаживать ваше чадо. Бывают и другие варианты. Например, на одном из форумов мама с восторгом рассказывает, что её выручает сын друзей, 14-летний подросток. Он забирает первоклассницу после шестого урока. До трех часов, пока мальчик учится, она обедает и гуляет с группой продленного дня. Потом он водит её в кружок, кормит, вместе с ней делает уроки и сдает родителям, которые вечером возвращаются с работы. Мальчику платят 150 рублей в день и все довольны!

С непривычки детский организм будет уставать, поэтому после школы первокласснику желательно спать днем. Вечером перед сном не следует делать домашние задания, которые по закону не должны задавать в первом классе. Под конец дня ребенок уже устает, поэтому уроки лучше делать в середине дня. Мозговая активность в течение дня имеет два пика: с 9 до 12 часов и с 16 до18 часов. Именно в это время желательно делать уроки.

Спать ребенка важно уложить не позднее 9 часов вечера. Семилетние дети должны спать не менее 11 часов в сутки. Если ребенок выспался, то он успеет сделать зарядку, позавтракать и окончательно проснуться перед уроками. А не проснувшийся ребенок первые два урока будет благополучно спать в школе.

Несомненно, ребенок должен привыкнуть к новым требованиям, новому образу жизни и психологическим нагрузкам. А при чем здесь физиология? Адаптация представляет собой перестройку всего организма в изменившихся условиях. Процесс адаптации к школе имеет две стороны физиологическую и психологическую. Организм должен привыкнуть к работе в новых условиях – в этом суть физиологической адаптации.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги